Торговля

Очередной блог BlogLit.ru

3В динамике научного познания теориям принадлежит особое место. Именно теории как наиболее совершенные концептуальные образования являются основными «хранилищами» научного знания. Поэтому один из способов рассмотрения научного познания состоит в изображении науки в виде последовательности сменяющих друг друга теорий. То, что теории могут вести достаточно длительную, самостоятельную жизнь в научном познании, связано с их известной самодостаточностью. Дело в том, что научные теории как системно организованные концептуаль­ные единства обладают определенной замкнутостью, устойчивостью. Ранее уже говорилось о холистском взгляде на теорию. Это представление во мно­гом правильно; действительно, теоретические образования скрепляются воедино как бы самоподдерживающимися связями. Соотношения базиса теории {основания и ядра) и ее приложений явля­ются в некоторой степени циклическими, логически непрозрачными: фундаментальные понятия и их характеристики служат для развертыва­ния на их платформе всей теоретической системы, но сами же они получа­ют свое оправдание контекстуально, на основе всего уже созданного теоретического здания, т.е. прежде всего на основе того, что теория дей­ствительно эффективно осуществляет систематизацию эмпирического материала, дает объяснения, достоверные предсказания и т.п. (т.е. выпол­няет свои функции, о которых речь шла выше).

Научная теория, как правило, является продуктом длительного кон­цептуального развития. За время своего становления она проходит раз­личные проверки, выдерживает критические замечания; она совершен­ствуется в сторону лучшего соответствия эмпирическому базису, ее создатели и приверженцы оттачивают аргументы в ее пользу. Поэтому на практике оказывается, что заменить устоявшуюся теорию новой стано­вится не так-то легко. Следствием относительной самодостаточности научных теорий явля­ется также то, что они оказываются в достаточно непростых взаимоотно­шениях между собой. Поэтому нахождение точек соприкосновения аль­тернативных теорий часто может вызывать трудности. Вопросами динамики научного познания, проверки и принятия теорий, интертеоретическими  взаимоотношениями мы подробнее займемся в сле­дующей главе. Здесь же подчеркнем еще раз, что необходимо решительно отбросить монотеоретический взгляд на науку, согласно которому научное знание в какой-либо предметной области представляет собой как бы одну большую теорию, которая лишь уточняется и совершенствуется. Научное познание, как показывает его реальный ход, политеоретично. Это придает научному познанию известную остроту, конфликтность, напряжение. Все это означает, что нам следует выйти за рамки измерения научного познания масштабом научных теорий, признать, что есть и более обшир­ные концептуальные образования, содержащие целые совокупности тео­рий, в рамках которых разворачиваются сложные межтеоретические отношения. Это приводит нас к следующему параграфу.