Торговля

Очередной блог BlogLit.ru

31Под гипотезой (греч. hypothesis — «основание; догадка») понимают научное утверждение (систему утверждений), которое:

1)  по своей логической характеристике имеет статус предположения, т.е.

истинностное значение ему (по крайней мере, на данный момент) не при­писано, и поэтому оно расценивается лишь как возможное, вероятное;

2)  по своему содержанию представляет собой (разумеется, в случае под­тверждения) некоторое новое знание, например оно говорит о сущест­вовании нового явления или свойства, неизвестной ранее закономер­ности, и т.п.;

3)  по своей цели должно существенно продвинуть научное познание — (либо прямо предложить решение проблемы или задачи, либо сущест­венно способствовать этому), скажем, прояснить общую ситуацию,

внести порядок в структуру данных, предложить методологические процедуры и т.п.

Для классификации гипотез применяются определенные основания. 1. Вид познавательного действия, которое совершается по отноше­нию к изучаемому объекту. Ведь посредством выдвижения научной, гипотезы достигается какой-либо эффект; в зависимости от этого эффекта выделяются следующие разновидности гипотез:

1)  интерпретационная — отвечает на вопрос "что это?"; дает исходную интерпретацию изучаемому объекту (например, антрополог выдвига­ет подобную гипотезу, столкнувшись с каким-то неизвестным пове­денческим комплексом, действием);

2)  описательная — отвечает на вопрос «каков этот объект?»; дает ту или иную характеристику изучаемому объекту, чаще всего относится к разного рода эмпирическим исследованиям (скажем, социолог вы­двигает гипотезу о степени миграционной активности населения

данного региона);

3)   систематизирующая — ее можно считать специальным случаем опи-
сательной; вносит определенную упорядоченность в структуру изу-
чаемых данных: предлагает классификацию, типологию, различного
рода эмпирические обобщения и т.п. (скажем, врач и психолог пы­таются сгруппировать собранную ими совокупность симптомов в симп-

томокомплексы — синдромы);

4)  объяснительная — отвечает на вопрос «почему это так?»; представля­ет собой попытку дать объяснение тем или иным фактам, т.е. в зависи­мости от вида объяснения (см. § 1.3) выдвинуть предположение о причинах, законах, генезисе и истории объекта, предложить логиче­скую связь между объясняющим и объясняемым и т.п.;

5)  экстраполяционная — отвечает на вопрос «в какой степени это может иметь значение для другого объекта?»; осуществляет перенос информа­ции из одной предметной области в другую, причем часто здесь предпола­гается сама возможность существования какого-то иного объекта или наличия у него каких-то характеристик, соотношений; центральную роль экстраполяционные гипотезы играют прежде всего в моделировании;

6)  методологическая — отвечает на вопрос «как это лучше изучать?»;

в отличие от других гипотез, она направлена не на сам изучаемый

объект, а на познавательные действия; она рефлексирует по поводу

исследовательских процедур. Скажем, экономист, разрабатывая для изучения экономической системы исходное уравнение общего равно­весия, решает вопрос о выборе переменных, о дополнительных огра­ничениях на возможную форму уравнения и т.п.