Торговля

Очередной блог BlogLit.ru

10Процесс становления новой теории — это особая интересная и сложная тема. В настоящем параграфе будут кратко рассмотрены следующие вопросы:

1)  ключевые моменты процесса создания теории. Речь будет идти прежде всего о генезисе теоретической схемы;

2)  объединяющая модель развития научных теорий. Она отражает взаимодействие рассмотренных в главе 3 форм (проблема, гипотеза и т.п.)

и рисует обобщенную картину их совместного участия.

Что служит толчком к созданию научной теории? Как происходит ее созревание? Толчком к разработке и становлению научной теории могут служить различные факторы. Прежде всего роль подобных стимулов могут играть новые факты, особенно имеющие неожиданный характер. Так, интенсив­ное теоретическое развитие на рубеже XIX-XX вв., ознаменовавшее пере­ход от классической к новейшей физике, было во многом инициировано открытием таких явлений, как рентгеновское излучение и радиоактив­ность. Далее важным пусковым фактором является выдвижение новых идей, открывающих иной способ видения и осмысления имеющегося эмпи­рического материала. Внезапная догадка, смелая гипотеза могут указать пути будущего плодотворного теоретического развития. Примером такой содержательной идеи может служить гипотеза А. Лавуазье о том, что про­цесс горения представляет собой не реакцию разложения вещества (как считалось тогда), а наоборот, реакцию синтеза; эта идея, которая, как извест­но, претворилась в программу изучения состава воздуха и привела к откры­тию кислорода, явилась исходным пунктом радикальных сдвигов и рожде­ния новой химии.

Ведущим стимулом и поиска новых фактов, и введения новых гипотез является, как правило, наличие существенных проблем в научных об­ластях. К примеру, главной проблемой физики конца XIX в. (как тогда представлялось, близкой к решению) было приведение физической науки к единству, к завершению физики, т.к. в то время казалось, что все фунда­ментальные физические законы уже открыты. Но на пути разрешения этой главной проблемы стояли некоторые частные, создававшие для уче­ных стойкие трудности. Попытки справиться с ними с помощью механисти­ческих представлений не приводили к успеху. Постоянные неудачи в решении этих проблем свидетельствовали о необходимости пересмотра самой научно-исследовательской программы, связанной с принципами классической физики; однако тогда это еще не было осознано. Данный пример показывает, что для становления новой теории важнейшим моментом является осознание недостаточности старого, ставшего уже

традиционным способа решения проблем в данной области и связанной с ним системы теоретических представлений.