К прикладным функциям относятся разработка соответствующего базиса для управления поведением (функционированием) исследуемых объектов; их преобразование в том или ином направлении (в соответствии с практическими целями); проектирование и создание новых объектов (с заранее заданными, удовлетворяющими какие-то потребности свойствами). Научные теории либо непосредственно занимаются этими задачами (это касается прежде всего прикладной науки), либо
служат основой для создания соответствующих теорий более прикладного назначения.
Итак, перечислим еще раз основные функции научных теорий в порядке от более фундаментальных и общих:
1) фундаментально-теоретические — конститутивная, общерацио-
нализирующая.
2) методологические — инструментальная, эвристическая.
3) конкретно-познавательные — интерпретационная, описательная и др.
4) технологически ориентированные {прикладные) — проектирование и др.
В философско-методологической литературе предлагаются различные способы классификации научных теорий. Наиболее употребительными, помимо тривиального деления по дисциплинарному признаку (теории биологические, социологические и т.п.), являются следующие два подразделения, рассмотренные нижн.
Основанием здесь служит логическая структура, которая имеет главенствующее значение в построении той или иной теории. Как правило, дедуктивным теориям соответствуют прежде всего концепции точного естествознания и математических наук. Дедуктивные теории характерны для достаточно высокого уровня теоретического развития; они имеют гипотетико-дедуктивную или аксиоматическую структуру. Среди недедуктивных теорий выделим индуктивные, или обобщающие, решающие в первую очередь задачи обработки и упорядочения эмпирического материала (например, т.н. теории среднего уровня в социологии), и нарративные (описательные), строящиеся на повествовательных образцах, например исторические, географические, психологические и др. Отметим, что в этой классификации речь идет лишь о преимущественном значении той или иной логической организации теории, о ведущей стратегии построения концепции. Но очень редко мы можем встретиться с теорией, содержание которой является целиком дедуктивным. Чаще всего в составе научной теории присутствуют в той или иной мере и дедуктивные, и недедуктивные фрагменты. Например, медико-биологические, экономические, психологические концепции част включают как дедуктивные конструкции, так и эмпирические обобщения и нарративные сюжеты.