Эти функции взаимосвязаны, их не следует жестко отделять друг от друга. Под инструментальной функцией понимается то, что продемонстрировано в приведенном выше примере: научная теория формирует определенный методологический аппарат (или интеллектуальный инструмент), который задается и раскрывается самим контекстом теории. Эвристическая функция — это способность научной теории служить исходной точкой и ориентиром для постановки новых проблем, открывать перспективы для будущих исследований, стимулировать поиск и выдвижение новых идей. А. Эйнштейн высказывается на эту тему следующим образом: «Лучший удел физической теории состоит в том, чтобы указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она остается предельным случаем». Научные теории имеют важное значение в еще одном моменте, и это значение является, пожалуй, наиболее фундаментальным. Научная теория не может рассматриваться лишь как средство для объяснений и предсказаний; на самом деле ее ценность для человеческого разума намного выше. Можно сказать, что научная теория — это не только средство, но и цель.
Точка зрения, трактующая научные теории лишь как удачно сконструированные инструменты для объяснения и предсказания явлений, называется инструментализмом. Она сводит задачи теории к конкретным познавательным и методологическим функциям. Но такая трактовка функций научных теорий страдает существенной неполнотой. Трудно представить себе ученого, который исследует неизведанные явления только для того, чтобы в итоге получить инструмент для предсказаний. Движущей силой научного познания является более глубокое начало, ярче всего видное в фундаментальной науке. Научная теория сама по себе является интеллектуальной ценностью, достоянием человеческого разума. Итак, существует группа фундаментально-теоретических функций.
В третью группу функций входят:
1) конститутивная;
2) общерационализирующая.
Конститутивная функция — это способность научной теории в некотором смысле создавать свой собственный объект изучения, формировать предметную область. Для ее обозначения используется философский термин «конституировать» (лат. constituere — «выстраивать, учреждать»). С этой точки зрения создание научной теории означает конституирова-
ние той или иной предметной области: создаваемая теория открывает новые грани бытия вообще (о которых мы, возможно, и не подозревали до ее создания), новые горизонты человеческого мировоззрения и, соответственно, новые перспективы разума.