Торговля

Очередной блог BlogLit.ru

тагарская культураПравда, здесь следует учесть определенные сложности. Отрицатель­ным моментом такого перенесения научного жаргона на вненаучные области является опасность пантеоретизма, т.е. появления вопроса о том, что вообще все есть теория. В этом случае размывается само значение данного термина. У. Селларс справедливо замечает, что повседневные представления не могут в некотором смысле называться теорией, т.к. тео­рия предполагает определенное суженное, специфическое содержание относительно предпосылочных знаний о каких-то объектах2. Однако есть и положительный момент такого понимания. Он состоит в том, что расширенная трактовка теории позволяет увидеть теоретические образования как гибкие, неформальные, динамичные. Такая трактовка луч­ше соответствует реальной практике науки. Ведь теория в типичном смыс­ле предстает как нечто законченное, окончательно оформленное (как это и подается в стандартных учебниках по той или иной дисциплине), на­пример теория множеств, теория эволюции и т.п.); но такой подход не мо­жет в полной мере отразить динамику самого познания.

Именно расширен­ное понимание теории как подвижного, не всегда явно развернутого, обла­дающего внутренними потенциями образования позволяет более адекватно отразить процессы становления научной теории, постепенное изменение ее содержания, а также процессы научных дискуссий, взаимной критики, взаимодействия научных областей и другие явления, характерные для научной деятельности. Например, важная для науки научная картина мира (§ 9.1) является именно таким расширенным теоретическим образованием. Вообще говоря, во всякой научной теории на самом деле сосуществует определенная совокупность различных теоретических уровней и позиций — предпосылочных, интерпретирующих, вспомогательных и т.п., т.е. речь идет, скорее, о сложных политеоретических структурах, о наложениях и взаимодействиях концептуальных образований, чем о монолитном состо­янии научной теории. В частности, именно такое расширенное понимание теории мы уже использовали ранее, говоря о проблемах проверки и приня­тия гипотезы, о теоретической нагруженности факта и других вопросах.